Методологические подходы в государственном стратегическом планировании

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. Е.В. МАЛЫШЕВА  Учебное пособие по курсу «Стратегическое планирование» пред- назначено для студентов  Методологические подходы .

СТРАТЕГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ теория и методология СГП уже не одно десятилетие находятся в состоянии застоя: мало научных публикаций, доминируют подходы прошлых периодов, хотя.

Кемеровского государственного университета, заслуженный экономист РФ dom-hors@mail.ru. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Таблица 1 – Уровни и описание знаний стратегического планирования. Уровень. Описание.

Статья - Журнал Проблемы современной экономики На главную страницу Новости Информация о журнале Подписка на журнал Реклама в журнале Контакты ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English Тематика журнала Текущий номер Анонс Список номеров Найти Редакционный совет Редакционная коллегия Представи- тельства журнала Правила направления, рецензирования и опубликования Научные дискуссии Семинары, конференции Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ Морозов С. И.
Губернатор, Председатель Правительства Ульяновской области,
кандидат экономических наук
Смирнов Е. Б.
профессор кафедры экономики строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,
доктор экономических наук
Проблемы научного обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития региона В статье обсуждаются проблемы научного обеспечения стратегического планирования развития регионов Российской Федерации. Представлены научно-методические подходы и инструменты решения указанных проблем Ключевые слова: регион, региональное развитие, социально-экономическое развитие, социально-экономический потенциал, научное обеспечение УДК 338.24; ББК 65.9
Для управления региональным развитием в России долгое время использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно. Во-первых, проведение административной реформы и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, сосредоточилось в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу этого трудно определить качество регионального управления, выделить показатели развития российских регионов, зафиксировать их связанность с действиями органов федерального уровня государственной власти. Во-вторых, отсутствует признанная типология регионов, позволяющая дифференцировать названные показатели для каждого типа территорий, а на основании этого определить по отношению к ним параметры государственной политики. В-третьих, отсутствуют механизмы согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В результате межрегиональная кооперация фактически отсутствует, бюджетные средства используются недостаточно эффективно. Федеральные целевые программы не решают этой задачи. В-четвертых, отсутствует утвержденная генеральная схема пространственного развития Российской Федерации, в которой были бы обозначены федеральные приоритеты в отношении развития конкретных регионов страны, призванных обеспечить и поддержать решение общенациональных задач. В-пятых, различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы. В-шестых, утрачена культура планирования использования территории. Аналитическая модель новой пространственной организации страны не востребована в правоприменительном и бюджетном процессе [6].

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА является повышение эффективности государственного управления. Результаты анализа подходов к содержанию понятия «стратегия развития территории» 

Высокий уровень дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, изменение макроэкономических условий, приведшее к масштабному экономическому кризису, требуют нового подхода к регулированию регионального развития, направленного на обеспечение целостности, комплексности процессов социально-экономического развития в масштабах всей страны и в то же время позволяющего учесть их своеобразие в рамках отдельного региона.
Для этого необходима продуманная федеральная политика регионального развития. Она должна представлять собой законодательно оформленную систему правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность федеральных органов государственной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленную на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства. Цель такой политики должна заключаться в обеспечении сбалансированного развития регионов, что предполагает, с одной стороны, сокращение межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, с другой стороны — обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала региона и обеспечением комфортной среды обитания для жителей соответствующих территорий [7].
Реализация региональной политики государства должна иметь прочную научно-методологическую базу, одним из ключевых элементов которой, по нашему мнению, является стратегическое планирование социально-экономического развития региона. В современных условиях необходимо формирование, по сути, новой области управленческой деятельности — стратегического регионального управления — пронизывающей все звенья управления региональной социально-экономической системы. В научной литературе представлены результаты исследований российских ученых, которые показывают, что создание эффективной системы стратегического планирования может быть более значимым фактором социально-экономического развития региона, чем наличие природных ресурсов. [1,4,8].

Государственный университет управления;. д-р экон. наук, Методологические подходы в системе стратегического планирования 61. § 5. Теория и 

Это означает, что одной из первых задач, которая встает перед органами государственной власти регионов, становится задача овладения методологией и инструментарием регулирования экономических и социальных процессов в стратегической перспективе.
Вместе с тем, и сама научная база стратегического планирования на региональном уровне требует совершенствования и развития, существует еще много нерешенных теоретических, методологических и методических проблем в этой области. Центральное место среди них занимает проблема создания научных основ стратегического управления и планирования комплексного социально-экономического развития регионов как системы теоретических, методологических и методических положений, раскрывающих сущность, принципы, задачи и организацию стратегического территориального планирования, порядок формирования стратегических ориентиров и целей территориального развития, механизма их реализации.
Прежде всего, следует указать на проблему совершенствования теоретических и методологических основ формирования стратегии социально-экономического развития региона, поскольку в современных условиях внешняя экономическая среда подвергается постоянным, зачастую резким (кризис), изменениям. Поэтому управление региональным развитием должно включать в себя подсистему стратегического управления, которая позволит обеспечить сбалансированное и устойчивое развитие. Заметим при этом, что подсистемы стратегического и оперативного управления должны применяться комплексно, они должны быть взаимообусловлены и взаимоувязаны.
В сложной социально-экономической территориальной системе, которой является регион, системообразующая роль принадлежит именно системе управления, преобразующей набор различных компонентов — людей, природных ресурсов, производственных фондов, инфраструктуры, духовных ценностей и т.п. в некую целостную общность, способную достигать поставленных целей.
Более того, только система управления социально-экономическим развитием региона способна формировать стратегические и оперативные цели так, чтобы удовлетворялись потребности окружающего мира и потребности объекта управления в целом и его элементов. При этом следует учитывать, что в условиях демократии как политической основы современного общества и рыночной экономики как формы экономического взаимодействия такие цели носят, как правило, не директивный, а рекомендательный характер. Тем не менее, системообразующая роль этих целей сохраняется. Система управления предусматривает выработку решений и управляющих воздействий, обеспечивающих перевод региона в желаемое состояние, соответствующее поставленной цели. Данное обстоятельство еще больше подчеркивает ее системообразующую роль.
Управление социально-экономическим развитием региона осуществляется в рамках закономерностей общей теории управления применительно к сложным системам, под которыми принято понимать системы, характеризующиеся недостатком информации для эффективного управления [2,3,5]. Главная из таких закономерностей — наличие прямой и обратной информационной связи субъекта управления с объектом управления и внешней средой, а также комплекса материальных связей (вещественных, энергетических, людских), которые возникают в процессе производства (в том числе воспроизводства), потребления и обмена.
Однако рассмотрение феномена управления лишь с позиции кибернетического подхода, ограничиваясь информационной природой управляющих воздействий и обратной связи, не дает возможности комплексно подойти к основным свойствам системы управления развитием региона. Главное внимание в этом аспекте необходимо сосредоточить на субъектах и объектах управления, механизмах и результатах осуществления управляющих воздействий, их содержательном обосновании и наполнении.
В теории управления еще не достигнуто единого понимания того, как именно структурировать объект управления, под которым мы в данном случае понимаем регион. Дело в том, что регион сам является сложной социально-экономической системой, состоящей из взаимосвязанных элементов и выступающей как определенная целостность [8]. При этом свойства региона как единого целого определяются не только и не столько свойствами отдельных составляющих его элементов, сколько свойствами его структуры, отражающей взаимосвязи составных частей системы. Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе от одной системы к другой, перенося закономерности, выявленные и отраженные в структуре одной из них, на другие. Одна и та же система может быть представлена разными

Ресурсного методологического подхода в государственной политике эффективного стратегического планирования развития территорий с.

1.определение методологических принципов и подходов к построению системы стратегического планирования в Российской 


28 марта в НИУ ВШЭ обсудили методические аспекты разработки стратегий  закона «О государственном стратегическом планировании» и после его принятия необходимо будет обновить методические подходы к подготовке 

Методические рекомендации органам государственной власти субъектов политики в области долгосрочного бюджетного планирования, подходов к Федеральный закон «О стратегическом планировании в 


С 2009 - доцент кафедры государственного управления, факультет государственного и функциональные подходы (Стратегический выбор региона: методология и Стратегическое планирование развития университета 


Развитие системы городского стратегического планирования влечет  Изменение роли и функций городов в системе государственного  Свой подход к оценке городской стратегии предложен в городе Тольятти.

Кемеровского государственного университета, заслуженный экономист РФ стратегическое планирование, методология, методика, подходы, 


В основу Федерального закона № 172-Ф3 положен комплексный подход, стратегическое планирование - деятельность участников стратегического по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, и целостности означает единство принципов и методологии организации и 


Анализ методологических подходов к разработке программ развития территорий. 2.3.  государственной системы стратегического планирования и 

Макрорегионы в системе стратегического планирования: идентификация В статье систематизированы теоретико-методологические подходы к государственной региональной политики и стратегического 


Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)  Исследование методологии стратегического планирования. 3.  странах. Студент должен уметь использовать методологические подходы, методы, приемы и.

Система государственного стратегического планирования – это Предлагаемый Федеральным законом подход к формированию системы 


В течение последних лет стратегическое планирование существенно расширило  Однако единая методологическая и методическая база реального  В СССР основным типом государственной экономической политики была 

Методические аспекты и практика стратегического планирования и управления в закона «О государственном стратегическом планировании»3 , который в Применение же стратегического подхода в управленческой практике 


Однако работы по стратегическому планированию социально-  проанализировать существующие научно-методические подходы, а также опыт 

Современные инструменты в систему государственного управления кризису, требуют нового подхода к регулированию регионального развития, прочную научно-методологическую базу, одним из ключевых элементов которой, Вместе с тем, и сама научная база стратегического планирования на 


Система документов стратегического планирования регионального развития  несовершенство методологических подходов.

в стратегическом планировании. Под системой вания, которая воплощает в себе системный подход, являются тами методологии стратегического планирования раз- из государственного бюджета, то есть за счет взносов.


Основные направления в концепции стратегического планирования оформились в  данные подходы и в других сферах - в государственном управлении,  Комплексный состав экспертов позволит подготовить методологическую 

Программа магистерской подготовки «Стратегическое планирование» и методологических подходов анализа социально-экономических систем для 


Разработка методологии и технологии территориального планирования на принципах  Наш Институт, восприняв подход стратегического планирования,  планированию, как важнейшей функции государственного управления, 

Орловский государственный институт экономики и торговли, Россия. Методологические подходы стратегического планирования инновационного 


Меню

Управление заказами интернет магазина


Логистика сервисного обслуживания


Концепции производственной логистики


Транспортная карта стрелка на электричку тарифы


Стратегическое планирование ляско


Виды стеллажей для склада


Модели управления запасами примеры


Отдел логистики обязанности


Методы авс xyz анализа


Экономические методы управления запасами


Транспортная компания логистические системы


Характеристика договора об организации перевозок грузов


Схемы организации перевозок строительных грузов автомобильным транспортом


Управление муниципальными заказами липецка


Логистические системы обладают такими свойствами как


Шаги стратегического планирования


Организация внутренних перевозок


Совершенствование логистической системы интернет магазина


Логистика издания


Конспект урока письма 1 класс повторение


Организация перевозок грузов семенов скачать бесплатно


Статья оптимизация уровня запасов производства


Формы организации жизнедеятельности людей


Повторение английских слов


Документация транспортного предприятия


Нормативный подход управления запасами статьи


Какая экономическая система обеспечивает более эффективное распределение


Календарный метод планирования логистика


Типы извещателей на складе с холодильным оборудованием


Логистика информационных ресурсов


Учет материальных запасов организации рб


Формы организации культурно досуговой деятельности


Реферат роль коммуникационного менеджмента в стратегическом планировании


Интегрированная система логистического управления


Общая схема управления запасами


Abc xyz анализ выводы


Формы организации обслуживания потребителей


Тариф перемещение задержанного транспортного средства


Концепция бизнес логистики


Повторение нумерации


Форма организации двигательной активности


Проверка качества молочной продукции


Недвижимость г тара


Стратегическое управление и планирование на предприятии


Синтетические счета по учету запасов


Склад и складирование в логистике


Виды торговых складов


Учет производственных запасов регулируется


Стратегическое налоговое планирование курсовая


Тара шампунь