Формы организации самостоятельной работы и самообразования учащихся

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ  аспекты рациональной организации самостоятельной работы учащихся и 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ. В СОВРЕМЕННОМ ной работы, поскольку эта форма позво- организации самостоятельной работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. На базе самостоятельной работы основано образование студентов всех форм обучения 

Шаламов В.В. Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях
проект Ahey© Главная
IV Историко-педагогические чтения
Опубликовано: Историческая наука и историческое образование на рубеже XX-XXI столетий. Четвертые всероссийские историко-педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000.
Шаламов В.В. (Нижний Тагил)
Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях
Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования, перед которой стоят разные задачи, в том числе:
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности;
формирование навыков самообразования и самореализации личности;
непрерывное образование в течение всей жизни человека;
систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники, технологий и т.д. Решение этих задач осуществляется на всех уровнях образовательных учреждений, начиная с дошкольных и заканчивая высшими учебными заведениями. Получить престижное образование цель многих учащихся и студентов. Обеспечить его получение главная проблема, которую решают сегодня учителя и преподаватели.
На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи - научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.
В педагогике это положение не ново. Наиболее проницательные педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. Так Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

Воронова Е.Н. Формы организации самостоятельной работы При организации самостоятельной работы учащихся по поиску и 

Одна из главных целей воспитания состоит в переводе человека из объекта в субъект деятельности и управления. Это значит, что в результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным – это, значит, “стоять самому”, делать что – либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики. В области познавательной деятельности можно говорить о научной самостоятельности. Один из признаков учения состоит в том, что познавательная деятельность учащихся, студентов осуществляется под руководством учителя или преподавателя. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности обучаемых возрастать. Однако пока в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности школьников и студентов.
Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся, их самостоятельности. В них в основном дано содержание учебного материала, недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемого самостоятельного наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых выводов. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.
Понятие самостоятельная работа используется различными авторами в разном значении. Различные трактовки зависят прежде всего от того, какое содержание вкладывается в слово “самостоятельный”. В основном встречаются три значения этого понятия: - ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя; - от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; - выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.

Исаева А.В. Веб-квест как форма организации самостоятельной работы самостоятельной работы учащихся в условиях подготовки к 

Чаще всего понятие самостоятельной работы используется в первом значении. В этом же значении рассматриваемое понятие использовал М. П. Кашин, который в конце 50–х годов выдвинул проблему самостоятельной работы в центр внимания педагогической общественности.
Для второго значения понятия “самостоятельный” важным является то, чтобы учащиеся самостоятельно думали и решали проблемы, причем неважно, осуществляется учебная работа во фронтальной или в индивидуальной форме. Самостоятельная подготовка считается возможной и необходимой даже при слушании лекций. Такая трактовка особенно характерна для методики преподавания истории (Дайри 1966).
В третьем значении самостоятельности как незначительности регламентации или ее отсутствии выделяют два вида деятельности учащихся: самостоятельную и исполнительную. Самостоятельной является такая деятельность, которую учащиеся совершают по внутренним побуждениям, находя цели и средства деятельности самостоятельно.
В зарубежной педагогической литературе для обозначения самостоятельной работы используется ряд терминов, подчеркивающих различные аспекты самостоятельной работы. В ФРГ используется выражение “косвенное (опосредованное) обучение”, что подразумевает работу, проводимую под косвенным руководством учителя. В педагогической литературе Австрии, Швейцарии применяется термин “тихая работа”, который подчеркивает тишину и уединенность, царящие во время самостоятельной работы. Во французской и английской литературе встречается термин “индивидуальная работа”. В США введен термин “независимое обучение”, при котором ученикам раздают программы, но оставляют относительную свободу выбора материалов и способов усвоения.
Продолжая тему определения того, что такое самостоятельная работа необходимо привести определения, которые даются в отечественной педагогической литературе.
В учебном пособии “Педагогика и психология высшей школы” самостоятельная работа трактуется как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Автор В.М. Рогозинский в своей работе “Азбука педагогического труда” характеризует самостоятельную работу как планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата.
В учебнике Т.А.Ильина “Педагогика” самостоятельная работа определяется как особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний.
По мнению А.Г.Казаковой (“Организация самостоятельной работы студентов”), основными признаками самостоятельной работы учащихся принято считать:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
- проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач;
- владение навыками самостоятельной работы;
осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью обучаемого.
Основной смысл дидактических целей, считает И.В.Горлинский, состоит в том, чтобы:
научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
способствовать формированию навыков и умений, необходимых будущим специалистам;
повысить ответственность слушателей за свою профессиональную подготовку, формирование личностных и профессионально – деловых качеств;
формировать у слушателей профессиональное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по курсам и учебным дисциплинам. По частнодидактической цели можно выделить три типа самостоятельных работ:
формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания – работа с учебником, конспектом, лекцией и др.
формирование знаний – копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты и т.д.
создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно – исследовательского характера, включая курсовые и дипломные проекты. (Рогинский В. М. “Азбука

Формы организации самостоятельной работы учащихся по технологии

Однако, самостоятельная работа вызывает у большинства школьников Однако ее формы, способы организации и место в учебном 


Организация самостоятельной работы учащихся.  Ведущих форм усвоения новых знаний, умений в начальной малокомплектной 

ФГОС второго поколения требует новые формы организации учебного процесса. [6] Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные Проблема организации самостоятельных работ на уроках 


Домашняя работа, как форма самостоятельной работы вне урока,  И. П. это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома Е 

Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе. Шубина Татьяна Игоревна. учитель начальных классов ГБОУ 


Формы и виды самостоятельной работы учащихся на уроках истории Перед  работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация 

Web-quest как форма организации самостоятельной работы учащихся (из опыта использования педагогической технологи в иностранной 


Тема 15 Организация самостоятельной работы учащихся на уроке  работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание 

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:.


Функциями самостоятельной работы учащихся на уроке выделяют (2): 1) Развивающая;  Формы организации самостоятельной работы на уроке.

2) фронтальная работа;. 3) групповая форма работы. Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает отдельную самостоятельную работу 


Классификация видов самостоятельной работы учащихся…  Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод 

Самостоятельная работа учащихся, её признаки и условия организации он должен определить значение, место и форму самостоятельной работы, 


Организация самостоятельной работы учащихся в малокомплектной школе. 7.  Предметный урок как форма обучения в курсе «Окружающий мир».

Тема: Совершенствование структуры и содержания домашнего задания как формы организации самостоятельной работы учащихся. Вид работы: 


Меню

Логистика корпораций


Оптимизация производственного цикла на примере


Оптимизация уровня запасов


Анализ управления запасами на предприятии


Организация производственного процесса презентация


Алгебра 8 класс повторение ответы


Финансовые компании формы организации


Логистическое управление отрасли


Власть народа в форме организации


Теорема о повторении опытов


Понятие концепции логистики


Анализ управления товарными запасами


Производственная логистика методы планирования на предприятии


1с склад функции


Управление запасами и денежными средствами


Поговорка повторение мать учения


Формы организации деятельности в доу по фгос


Становая тяга сколько подходов и повторений


Задачи управления материальными потоками в процессе обеспечения


Основные методы организации производственных процессов


Сущностью процесса стратегического планирования является


Принципы организации производственных и технологических процессов


Транспортная логистика барнаул


Стратегическое планирование по своему содержанию


Стратегическое планирование персонала диплом


Проблемы стратегического планирования в области


Проектирование в стратегическом планировании это


Бюджетирование транспортная логистика


Транспортная инфраструктура международных логистических систем


Форме представления организацией эксплуатирующей


Повторение строк в стихотворении это


Управление заказами интернет магазина


Как со склада установить оборудование на танк


Концепции производственной логистики


Транспортные цепи логистика


Стратегическое планирование ляско


Сущность и основные понятия логистики


Модели управления запасами примеры


Методы транспортной логистики


Методы авс xyz анализа


Требования к системе гибкого стратегического планирования


Транспортная компания логистические системы


Синтаксическое повторение


Схемы организации перевозок строительных грузов автомобильным транспортом


Abc xyz анализ запасов товара в аптеке


Логистические системы обладают такими свойствами как


Ведение логистики


Организация внутренних перевозок


Перси эллиот стратегическое планирование рекламных кампаний


Логистика издания